Михаил Демидов
Блоги (вебжурналы) в настоящее время - самая популярная разновидность вебсайтов. Однако не каждый пользователь или владелец такого сайта понимает весь потенциал такой платформы - "раскрутить" блог при определенных навыках можно гораздо быстрее, чем обычный сайт.
В этой статье будут рассматриваться stand-alone блоги, то есть установленные вручную пользователем на хостинге. Рассмотрим основные принципы для работы с блогами. Выбранный хостинг должен обязательно поддерживать базы данных и иметь установленный PHP. Дискового пространства надо немного - средняя по размеру база данных записей плюс сам движок блога занимают максимум 50-100 Мбайт. Изображения лучше всего загружать на фотохостинг, чтобы экономить место.
Самым простым и удобным в плане установки и настройки является система управлением блога WordPress - с бесплатным движком, имеет большое количество расширений, проста в освоении и разработке (дизайн, плагины, расширения). Более того, в базовой комлектации WordPress поддерживает синдикацию данных по RSS - для социального веба это критически важный функционал. По статистике, большинство пользователей не читают блоги на самом сайте, а подгружают новые записи как ленту новостей. Соответственно, первый же шаг для пользователя - регистрация ленты RSS в поисковых машинах и каталогах. Второй шаг - регистрация в сайтах социальных закладок (Bobrdobr, Memori, Habrahabr, Technorati и так далее). Для этого надо зарегистироваться на этих сервисах и установить специальные теги для категорий вашего блога, но лучше всего установить дополнительные плагины для движка, позволяющие самим читателям добавлять их самостоятельно.
Идеальный вариант - посещать сайты-конкуренты, разбирая их плюсы и минусы (юзабилити, качество контента, посещаемость и факторы оптимизации сайта и так далее). Обычно вебмастера очень редко исправляют ошибки в уже раскрученных проектах (если они там есть), поэтому всегда есть шанс продвинуть свой блог как лучшую альтернативу какому-нибудь сайту (для примера можно вспомнить историю создания и успех Википедии).
Не менее важным фактором для повышения рейтинга блога является продуманная система определения тегов и ключевых слов. Продуманная - это не значит, что весь заголовок записи должен содержать бессмысленный набор ключевых слов, а должен иметь 1-2 смыслообразующих слова, а зато запись может иметь "облако тегов" большого размера. Записи тоже должны быть грамотно отсортированы - категории обязательно содержат ключевое слово в описании или названии (что предпочтительнее), при этом их число не должно превышать разумные размеры.
Добиться высокой посещаемости блога можно через привлечение новых пользователей - четко определите целевую аудиторию, создайте образ типичного посетителя и пишите в течение 3-6 месяцев от начала блога "под него". Когда ядро пользователей будет сформировано, уже можно переходить на собственный стиль, корректирующий предыдущие полгода.
Опять же приглашать посетителей можно всеми возможными легальными способами - обменом ссылками, созданием тематических рассылок, покупкой ссылок в платных каталогах сайтов или тематических ресурсах. При этом важно не переусердствовать - блог, в котором слишком много навязчивой рекламы (именно навязчивой, а не контекстной), который поднимает посещаемость через спам-рассылки, привлекает себе пользователей за деньги, - это моветон.
Неплохо, если ваш блог будет не просто "еще одним блогом на WordPress", а полноценно кастомизированным сайтом - оптимизирован код, отключены лишние модули и настроены корректно имеющиеся, правильно подобран дизайн. Насчет дизайна - этот элемент, определяющий внешний вид проекта, крайне важен для достижения высоких результатов посещения сайта как поисковыми ботами, так и обычными людьми. Если с традиционными посетителями все понятно - им нужно за максимально короткое время найти нужную информацию на ресурсе, сохранить ее к себе на компьютер или добавить ее в "социальные" закладки, - то про поисковых роботов все упорно забывают, а зря. Поисковые механизмы Google и yahoo! традиционно "заточены" под индексирование "карт сайтов" (sitemaps), которые легко можно установить в качестве плагина ко многим блогеррным движкам, было бы желание.
Примерно из той же оперы - совет устанавливать на блоги различные счетчики посетителей, "измерители" позиции сайта в крупнейшних поисковых машинах и социальных сервисах (Feedburner, например). Не стоит полагаться на тулбары или различные альтернативные сервисы, которые серьезно искажают реальную картинку происходящего с вашим онлайн-журналом (например, столь популярная и столь любимая одним администратором социального сайта в России Alexa Rank). Важно при всем при этом уметь пользоваться собираемой статистикой - например, времени наибольшей активности посетителей (максимальное количество комментариев, загрузок страниц и так далее), чтобы грамотно публиковать новые материалы. Традиционно в выходные дни сайты посещаются намного реже, а читать в понедельник новости, опубликованные в субботу, будут читать единицы (в основном те, кому нужна архивная информация). Кроме того, интерес представляет и фокус-анализ аудитории сайта - по каким ключевым словам она приходит на сайт, из каких регионов (некоторые счетчики прекрасно отражают все это по анализу IP-адресов с точностью до города), какие записи прочитываются больше всего и на какие страницы установлены ссылки.
При написании материалов сайта важно создать эффект присутствия на сайте - написали статью, так ответьте на комментарии посетителей, чтобы у них не возникло ощущение, что публикация осуществляется роботом или человеком, преследующим другие цели, чем просто распространение некоммерческой информации. Важно также соблюдать правила этикета - не просто отписаться в комментариях смайликом или грозной фразой, что всех "забаните", а обратиться к пользователю по нику, поблагодарить за посещение сайта и создание дискуссии в виде комментария. Другим вариантом для добавления интерактивности являются опросы посетителей - по умолчанию в большинстве движков блогов они отключены, но плагины опросов выпущены в достаточном количестве, чтобы потратить 5 минут своего времени на поиск, установку и настройку соответствующего дополнения для журнала.
Помимо простого голосования в блоге пользователям можно предложить пройти небольшой опрос - он поможет выявить целевую аудиторию ресурса и ее интересы. Опрос, естественно, должен быть вписан по смыслу в содержание самого сайта - то есть не в тему спрашивать пользователей хотят ли они вступить в сетевое сообщество любителей "летающих спагетти", если тематика блога связана с разработкой программ для мобильных телефонов.
При публикации материалов хорошим тоном как для пользователя, так и для поисковой машины служит цитирование предыдущих записей (связанное по смыслу, конечно). Поисковый бот анализирует контекст ссылки, тем самым устанавливает уровень релевантности. Пользователь, который видит в тексте сообщения ссылки на предыдущие записи или цитаты, также быстрее сориентируется в написанном. Кроме того, важно использовать и современные технологии - вставлять в текст сообщения изображения и видеоролики. С точки зрения организации восприятия вашего сообщения - это самый выигрышный вариант (видеоряд или изображение заменит длинные тексты), хотя с точки зрения индексации сайта поисковиками - не очень хороший способ, если только вы не укажете в свойствах вставляемого фрагмента ключевые слова и создадите нормальное описание. Под нормальным описанием понимается соответствие текста с тем, что реально опубликовано в блоге, а не набор ключевых слов и словосочетаний для поисковых ботов.
Неплохо в блоге будет смотреться и раздел "Вопрос-ответ": в нем вы сможете отвечать на вопросы посетителей (особенно это касается рекламных блогов или личных сайтов). Комментарий - это одно, а сформулированный вопрос - совершенно другое, и из них можно тоже сформировать интересные сообщения и публикации. Более того, владельцу сайта важно показывать постоянно, что "он в теме", отвечая на все без исключения вопросы, включая даже и откровенно неудачные и глупые.
Для продвижения собственного блога важно не только отправить его на индексацию в поисковые машины, добавить его в некоторые каталоги сайтов (желательно "белые", а не заблокированные поисковиками), обменяться лентами новостей и разослать письма всем своим друзьям, но и сделать блог частью самого себя. Выглядит это следующим образом: в любой вашей деятельности в Сети необходимо ссылаться на свой сайт (указать его адрес в профиле ICQ, поставить в подпись, цитировать с указанием полной ссылки в форумах выдержки из публикаций, если это не противоречит правилам сторонних ресурсов), в социальных сетях можно указать ссылки на него в полях "личный сайт", "работа", а в "закладках" создать категории для отдельных разделов своего ресурса, на вики-сайтах создать страничку с описанием блога. Все это, вне всякого сомнения, повышает шансы на корректную индексацию и продвижение сайта - помните, что современный уровень Интернета подразумевает обработку запросов с учетом семантики языка, то есть, как если бы вы звонили в справочную службу и задавали обычный вопрос телефонистке. Когда вы обмениваетесь ссылками или просто указываете путь до новости на странице важно делать это грамотно - во-первых, делать ссылку активной, во-вторых, не попадать в Noindex, в-третьих, устанавливать корректное описание ссылки (хотя бы официальное название сайта или домена), исходя из контекста.
Напоследок надо пожелать всем начинающим блоггерам терпения - создание блога при наличии определенных способностей к писательству и умении выстраивать отношения с аудиторией может занять и один вечер, а вот раскрутка и продвижение сайта, пусть даже и собранного по последней моде на сервисах Web 2.0, длится больше месяца. В этом отношении важно уверенно держать стиль публикаций, график их появления на сайте, заинтересовывать посетителей различными способами (например, предлагать им что-то бесплатно - книгу своего авторства в электронном виде, обои для Рабочего стола своего авторства, словом, приятные мелочи).