Вы здесь: / / / Айтюнс по-русски

Айтюнс по-русски

Михаил Демидов 
 
    Онлайн-магазин цифрового контента от Apple - iTunes, знают все, или почти все. Но, как известно, до сих пор этот сервис не предоставляется в полноценном объеме на территории России. Но неужели в Рунете не найти и не купить легальную музыку и видеоклипы? Мы расскажем вам о таких ресурсах в сегодняшнем обозрении.
 
 
 
    Для начала немного предыстории проблемы. В конце 1990-х годов развитие портативных аудиоплееров вошло в ту стадию, когда Flash-память стала интересной для пользователей благодаря компактности и возможности многократного использования. Спустя еще несколько лет классических CD-плееров будет крайне сложно найти в продаже, повсюду начнется засилье именно flash-плееров, а это значит, что без сжатого формата музыки не обойтись (HDD-плееры почти не решили проблему, просто пользователи стали использовать lossless audio-форматы). Как известно, формат MP3 имеет крайне плохую репутацию среди правообладателей, закрепившуюся за ним еще с незапамятных времен существования пиринговой сети Napster. Обилие программ, позволяющих кодировать аудиодиски в MP3, достаточно спорное законодательство, которое сложно применить к конечным пользователям, широкое распространение BitTorrent-сетей с контрафактным контентом - все это, по сути, ставит крест на продажах легальной музыки как таковой. Выход был найден, впрочем, достаточно быстро - правообладатели (Warner Music Group, EMI, Sony BMG, Universal Music Group) стали включать в файлы специальную информацию, защищающую контент от копирования и воспроизведения. Microsoft создала систему Windows Media DRM for Portable Devices для WMA-формата, которая вызвала негативную реакцию у потребителей музыки, поскольку привязывала воспроизведение трека исключительно на том компьютере, на котором был установлен Windows Media Player, а скаченная музыка была добавлена в медиатеку. Естественно, что при переустановке системы или при попытке скопировать данные на диск или на флэшку, файлы не открывались (если лицензию не сохраняли). У Apple была похожая система DRM - FairPlay, применяющаяся в MP4-файлах. Каждый трек получал специальный ключ, который шифровал непосредственно трек, а также был еще и пользовательский ключ, привязанный к учетной записи пользователя на iTunes. Все эти ключи собирались в особую базу данных, также защищенную ключом, который генерировался относительно аппаратного обеспечения компьютера, на котором установлен программный клиент iTunes. Apple сделала ограничение на выдачу только 5 ключей на одну учетную запись, что подразумевало, что у пользователя не будет больше 5 компьютеров для закачки для прослушивания и записи защищенной музыки на плеерах Apple. С видео система была идентичной - WMV для Microsoft и MP4 для Apple, аналогичные запреты на копирование и воспроизведение.

    Понятно, что подобные неудобства толкали многих пользователей на взлом DRM-защиты, а волна претензий в магазины, торгующие таким контентом, привела к тому, что к 2008 году целый ряд площадок или полностью отказались от продажи музыки с DRM, или стали специально позиционировать себя как альтернатива площадкам, торгующими DRM (прежде всего, iTunes). Среди таких магазинов были Amazon.com, Napster.com (ставший уже легальным сервисом), Yahoo Music Store, Nokia Music Store, а прогрессивными правообладателями, разрешившими выставлять такие треки, стали Universal Music и Sony BMG, занимающие до 40% всего рынка музыки в мире.
 
Mp3.ru (http://www.mp3.ru/)
 
 
 
    Одна из крупных площадок Рунета по продаже музыки и аудиокниг. В качестве исходного формата, в котором хранятся все произведения на сайте, выступает WAV PCM (то есть, оригинальная аудиодорожка CD-качества). Стоимость одного трека в среднем составляет 8, 7 рублей, 1 части аудиокниги - от 18 до 24 рублей. Зарегистрированные пользователи получают доступ до превью композиций (в формате MP3), после чего, оплатив покупку с помощью кредитной карты, системы Webmoney, SMS-платежа или банковского перевода, могут "положить" композиции в раздел "Мои файлы". Из него как раз и осуществляется загрузка аудиотреков на компьютер пользователя (в том числе, и с помощью менеджеров загрузки). Интересно, что в "Моих файлах" музыку можно загружать многократно, причем с разных компьютеров - создатели ресурса подчеркивают, что благодаря этой возможности, пользователь может и не заниматься прожигом закаченной музыки на CD.
 
    Поиск композиций ведется в алфавитном каталоге или через форму полнотекстового поиска по сайту. Также можно выбирать музыку по жанрам. Помимо непосредственно каталога треков на MP3.ru, на портале посетителям предоставляется бесплатный доступ к новостям и рецензиям на продаваемую музыку. Кроме того, пользователи могут написать и свое развернутое мнение об альбоме или исполнителе, и, если оно понравится общественности, то выиграть 1000 рублей.
 
Soundkey  (http://soundkey.ru/)
 
    Второй крупный ресурс по продаже легального цифрового контента: помимо музыки и аудиокниг, в нем продаются и видеоклипы. В качестве оплаты помимо уже распространенных "кредиток", SMS и электронных денег, можно предоставить и довольно специфические средства, вроде смарт-карты "Импэксбанка". Кроме того, к Soundkey подключен и биллинг от известных отечественных платежных систем- e-port и "Мобильный кошелек".
 
    Стоимость одной композиции в магазине в среднем составляет около 10-12 рублей, на покупку распространяются скидки обладателям ЖЖ (от 5% (за базовый аккаунт) и до 10% (за платный)). Также есть и возможность покупки всего альбома целиком (опять же, со скидкой). Клипы в формате WMV(с защитой DRM) стоят 31 рубль.
 
    Система поиска аналогична той, что используется на MP3.ru, с тем отличием, что на сайте есть еще удобная "крутилка" альбомов.

    Из интересных возможностей ресурса - мини-плеер, проигрывающий 30 сек каждой песни из альбома, который можно вставлять в блог. Также контент с Soundkey.ru доступен и посетителям сервиса Рамблер-Аудио.

Audiofind (http://audiofind.ru/)



    Еще один легальный магазин по продаже музыки. После регистрации пользователь должен пополнить свой счет на определенную сумму (не менее 150 рублей по системам электронных платежей (Яндекс. Деньги или Webmoney) или не менее 300 рублей (через банковские карты)). Существуют и фирменные карты предоплаты на 150, 300 и 500 рублей, которые иногда распространяются в качестве бонусов при покупке, например, мьюзикфонов.

    В отличие от MP3.ru на Audiofind существуют несколько тарифных планов по загрузке треков. По умолчанию пользователь подписан на тариф ONE, подразумевающий, что оплата производится за загрузку каждого трека по отдельности. Стоить в среднем одна композиция продолжительностью до 7 минут в этом случае будет 8, 99 рублей. Впрочем, если такое положение дел вас не устраивает, то можно перевестись на другой тарифный план, например, Extra, и за абонентскую плату в 499, 99 рублей в месяц, бесплатно скачивать 90 песен (тогда каждая из них обойдется вам в 5. 55 рублей).
 
    Система поиска аналогична той, что используется на Soundkey.ru или MP3.ru.

    Audiofind также предоставляет загрузку всего альбома или сборника целиком - для этого нужно нажать соответствующую кнопку, а не отмечать каждую композицию галочками, как на Soundkey.


    Самый социальный сервис для загрузки цифрового контента: к музыке и видео прибавляются еще и несколько десятков казуальных игр. "Социальность" достигается, во-первых, с помощью небольшой анкеты-опросника посетителей сайта, а во-вторых, благодаря очень удобной системе навигации и поиска - используются теги (по жанрам, именам групп и исполнителей и рекорд-лейблам). Недавно ресурс сменил дизайн, приобретя еще более явные черты сходства с Weborama, социальным коммьюнити, в котором пользователи сами загружают музыку в MP3. Музыка в Fidel стоит порядка 20 рублей за трек, аудиокниги от 80 до 300 рублей, видеоклипы - около 30 рублей. Контент с недавних пор перестал быть полностью защищен DRM-лицензией (подразумевает, что пользоваться им можно только для загрузки в MP3-плеер или в библиотеку Windows Media Player на настольном ПК), поэтому треки можно скачать и в MP3 и слушать их в iTunes. Также можно подписаться на "безлимитный" тарифный план (ежемесячная абонентская плата будет составлять 200 рублей) и загружать в неограниченном количестве композиции в форматах MP3/WMA. Как вариант, за 30 рублей в месяц пользователь получает возможность неограниченного прослушивания медиаконтента во встроенном проигрывателе на базе WMP11 (поддерживает плейлисты, которыми можно поделиться с другими пользователями). Исключение составляют видеоролики - они демонстрируются на сайте в полноэкранном режиме бесплатно. Способов оплаты много - есть и "кредитки", и электронные платежи, в том числе и с мобильного телефона (например, "Единый кошелек"). Оплатить покупку музыки с Fidel.ru можно и через SMS - такая опция доступна при загрузке треков с Files.mail.ru, куда подключена витрина магазина.

Что-то еще?
 
    По данным CNews Analytics в Рунете на сегодняшний день существует 25-30 игроков, предоставляющих пользователям право загрузки легального контента. Помимо описанных выше ресурсов необходимо отметить ресурс Yanga, на котором один трек стоит 7. 99 рублей (формат MP3), что является самой низкой ценой на подобный контент в России.

    Говорить о том, что рынок цифровой музыки легализуется, если файлы начнут продавать без защиты, нельзя - обычные люди слишком сильно привыкли, во-первых, к крупным нелегальным каталогам музыки, на которые постоянно подают в суд, но они все равно держатся на плаву, а, во-вторых, к социальным сетям, где основной контент формируется самими пользователями. Скачать из них нужный трек гораздо проще, чем искать его в пиринговой сети или регистрироваться в сотне каталогов, просматривая тонны рекламы, - применяемые в них AJAX-технологии легко позволяют найти в потоке непосредственно сам файл (ВКонтакте, MySpace) или извлечь аудиопоток при проигрывании (Last.Fm). Тем не менее, постепенно пользователей ставят перед жестким выбором: ряд социальных сетей монетизируют свой трафик путем введения абонентской платы за прослушивание музыки или блокируют возможности закачки файла.
 
 
Источник: http://magicpc.spb.ru/