Вы здесь: / / / Шрифты от А до Я

Шрифты от А до Я

    Инна Данелян (г. Ставрополь)
 
    Одно из величайших и важных достижений человечества - это общение при помощи письменных знаков: шрифта. Слово "шрифт" в переводе с немецкого означает - начертание букв, письмо. Шрифт - это алфавит с четким определением закономерности построения изображений букв, цифр и других письменных знаков, объединенный в единый стиль. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь, как самостоятельно, так и вместе с остальным искусством своего времени. Шрифт необходим нам для передачи письменной информации во времени и пространстве.
 
Возникновение
    Не зная истории письменности, сложно вникнуть в сущность искусства шрифта. Письменность является общей культурой каждого народа и частью мировой культуры. История ее возникновения уходит в глубокую древность. Очень длительный и сложный путь прошел рисунок знаков, прежде чем он стал алфавитом. Всего четыре вида письма удалось разгадать: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое.
 
 
    В глубокой древности существовал пиктографический вид письма. Первобытные люди наносили рисунки на скалы. Одни и те же понятия в этих рисунках отображались по-разному, т. к. единой системы письма тогда еще не было. У разных племен были свои рисунки, они вырезали их зубом акулы или другими приспособлениями на камнях. Многие рисунки древности сохранились до нашего времени, но так и остались неразгаданными.
 
    Несколько позже, в эпоху развития торговли и образования государств, в Египте и в Китае на пиктографическому письму пришло идеографическое. Теперь одним письменным знаком обозначалось целое слово. Предметы изображались либо символическими знаками (вода, облако), либо графическими (человек, рыба).
 
    Позже появилось слоговое письмо - знаки обозначали слоги. Древние египтяне писали на папирусе, который свертывали в свитки, чтобы они не разрушались. Надписи они делали очень медленно, старательно. Слоговое письмо получалось громоздким. Вид этого письма существовал еще много веков.
 
    На смену идеографическому письму пришло буквенно-звуковое. Появилось оно во втором тысячелетии до н. э. В этом виде письма знаки означали отдельные звуки - фонемы. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков стало возможно передавать письменную речь.
 
    Постепенно графические знаки усовершенствовались. На смену сложным знаком приходили более простые по форме, передающие новое значение. Развивалась речь. Буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов. Языки стабилизировались на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. В алфавитах разных народов, в зависимости от специфики языка, образовывалось различное количество букв. Например: в современном русском языке содержится 33 буквы, в английском - 26, в армянском - 39, в итальянском - 21.
 
"Заражение" компьютера
 
    В 1984 году Adobe выпустила PostScript, в то время программа поддерживала всего лишь два типа шрифтов - PostScript Type 1 и PostScript Type 3. Наиболее удачным из них получился Type 1, в этом шрифте поддерживались эффективные алгоритмы сжатия шрифтовых данных, шрифт поддерживал технику, улучшающую качество печати на устройствах с низким разрешением или при печати шрифтов малым кеглем, хинтовку. Ширфты Type 3 имели больше функциональных возможностей, которых не было в Type 1, но целом это был менее продвинутый формат.
 
 
    Adobe сохранила спецификацию шрифтов Type 1 для себя. Компания создала целую библиотеку шрифтов Type 1, которые можно было покупать. В то время принтеры PostScript стоили достаточно дорого, но каждый такой принтер содержал 36 шрифтов, что и приносило некоторую компенсацию после продаже шрифтов.
 
    Позднее спецификации шрифтов Type 3 были официально опубликованы и вскоре появились инструменты для создания таких шрифтов. Производители шрифтов такие, как MonoType, выпустили библиотеки шрифтов Type 3. Adobe больше не опубликовала спецификации более продвинутого формата, что не могло порадовать производителей шрифтов. Потому успех PostScript пришелся, кстати, и привел к взрывному росту рынка, на котором каждый мог продавать шрифты.
 
    После Adobe разработала версию PostScript, которая, хоть и медленно, но уже могла работать на персональных компьютерах и визуализировать PostScript данные на экране. Эту технологию назвали Display PostScript.
 
    Adobe предложила свою технологию Display Postscript компаниям Apple и Microsoft, но обе компании не пожелали дать другой компании контроль над очень важной частью операционной системы. К тому же они не захотели выплачивать лицензионные проценты, которые потребовала Adobe. Перед Apple и Microsoft стояла одна и та же проблема, поэтому они были вынуждены объединиться. Компании разделили задачи: Microsoft должна была создавать технологию отображения, подобную PostScript, а Apple - разрабатывать шрифтовую технологию.
 
    Apple сделала TrueType составной частью System 7, а Microsoft добавила поддержку TrueType в Windows 3.1 в начале 1992 года. В свою очередь Adobe выпустила программу под названием Adobe Type Manager (ATM), которая улучшала визуальное воспроизведение шрифтов PostScript Type 1 на экране и улучшала качество печати этих шрифтов на не-PostScript принтерах. В это же время Adobe опубликовала спецификацию формата шрифтов PostScript Type 1.
 
    Большинство ведущих производителей отказались производить TrueType версии и сконцентрировались на производстве шрифтов Type 1 fonts instead. Рынок оказался заполнен кустарными подделками шрифтов TrueType. Этот поворот событий создал плохую репутацию TrueType, отголоски которой слышны и по сей день.
 
    Microsoft продолжала улучшать поддержку TrueType в последующих версиях Windows, Apple разрабатывала новую технологию для переработки их операционной системы и улучшение работы с графикой и шрифтами. Эта технология была названа QuickDraw GX. А шрифты с улучшенными функциями были названы GX fonts. Adobe также выпустила новый формат шрифтов, под названием Multiple Master, пока Apple работала над QuickDraw. Несмотря на то, что шрифты Multiple Master имеют ограниченный успех, эта технология используется в некоторых важных продуктах Adobe, таких как ATM и Adobe Acrobat.
 
    В 1996 году Adobe и Microsoft объявили о совместной разработке нового шрифтового формата, который должен был объединить две главные шрифтовые технологии: PostScript и TrueType, удивив своим заявление все сообщество. Новая технология получила имя OpenType. Она и поставила точку в шрифтовых воинах.
 
    OpenType - гибридный формат, который содержит шрифтовые данные в форматах TrueType и PostScript. Это облегчило Adobe конвертацию существующих шрифтовых библиотек и укрепило ее позиции на рынке шрифтов для Windows. Microsoft включила поддержку OpenType в Windows 2000 и надеется расширить свое присутствие на полиграфическом рынке, где традиционно доминирует Macintosh.
 
    В 2000 году на рынке появились первые шрифты OpenType. Adobe адоптировала ATM, чтобы другие операционные системы до Windows 2000 могли использовать шрифты OpenType. OpenType - это новая интересная технология, но пока еще слишком рано считать, что OpenType станет настолько популярным, как задумали его создатели.
 
Советы по применению шрифтов
 
    При оформлении собственной странички или при написании сообщений на форумах, блогах, часто возникает вопрос: какой шрифт выбрать?
 
    Для больших и длинных текстов лучше всего использовать шрифт Verdana, для маленьких абзацев и заголовков - Tahoma. Эти шрифты лучше всего читаются с экрана, потому что в них нет засечек (так называемых серифов) - острых элементов по краям букв. Тот же совет относится и к сообщениям на форумах или в блогах: экранные шрифты должны быть округлыми и плавными.
 
 
    Для страниц "версий для печати" лучше всего, наоборот, использовать шрифты с засечками, например, такие, как - Times New Roman. Подобные шрифты легко читаются с бумаги благодаря засечкам.
 
    Особую нарядность или торжественность тексту, например, поздравительному, придадут декоративные шрифты. Если текста много, а площадь под него ограничена, придется применять конденсированный (сжатый) шрифт, например, Compact. Только не увлекайтесь, читать его некомфортно. Лучше использовать его только в заголовках. А там, где необходим национальный колорит (например, в тех же заголовках), помогут древнерусские или готические шрифты.
 
 
    Но ни в коем случае не увлекайтесь фигурными шрифтами, не превращайте текст в головоломку, иначе перед глазами читателя предстанет нечто...
 
 
    Вот и все. В остальном подбор шрифтов - дело вкуса и метода проб и ошибок. Да, и упаси вас бог от довольно распространенной в Сети ошибки - темный текст на темном фоне или светлый - на светлом. Пожалейте глаза читателей.
 
    Удачи!
Источник: http://magicpc.spb.ru/